пятница, 10 октября 2008 г.

Рыбалка в Израиле: как все начиналось

Получилось так, что следующая заметка вполне может заменить собой профиль автора. Я собирался написать об эволюции рыбной ловли в Израиле, а получилось написать о своей истории рыбалки в Израиле. Надеюсь, что эти заметки порадуют моего читателя, несмотря на явную ностальгическую направленность оных. Итак:
Рыбалка в Израиле
Наверное большинство опытных русскоязычных рыболовов Израиля прошли один и тот же путь: первые года после приезда как правило не до рыбалки. Потом любимое хобби дает о себе знать и рыболов находит рыболовный магазин, форум в Интернете, сайт, посвященный рыбалке. Вообще-то лучше, когда сначала рыбак находит форум, на котором можно получить первичную информацию о рыбалке в Израиле, прежде чем потратить деньги на снасти.
В 2001 году я создал первую в нашей маленькой стране рыболовную ветку на форуме Beseder.net – «Секретное Озеро». Мне кажется, что большинство русскоязычных рыболовов нашей страны возвращается к своему хобби именно с помощью Интернета. Теперь в Сети есть десяток сайтов и форумов, посвященных рыбной ловле. Каждый может найти себе площадку для общения и получить полезный совет старожилов. Меня это разнообразие рыболовных сайтов очень радует.
В этой заметке я позволю себе понастольгировать и вспомнить, как все начиналось.

Средиземное море: первая попытка
Я приехал в Израиль во время первого московского путча 1991 года, в августе. Море приягивало меня тогда, как магнит. Пирсы в 1992-м году, когда я переселился с севера страны в центр, были заполонены рыбаками с длинными маховыми удилищами. Ловили эти рыбаки на тесто и хлеб кефаль, сарагусов (морского леща) и колючую рыбку по имени «арас». Ничего не изменилось с тех пор. Поплавочники с семи-девятиметровыми удилищами вероятно самое многочисленное племя израильских рыбаков. Так сначала попробовал ловить и я.

Лавка Армандо
В начале девятостых Интернета в СССР не существовало, информации не было никакой, и из снастей я не привез с собой ничего. Да и собираться особо некогда было – по улицам ездили танки, к которым я был тогда непривычен. Не то, чтобы мне было что привозить – пройдет еще десять добрых лет с начала девяностых, пока я открою для себя углепластик, бренды Shimano и Daiwa. Но кое-что привезти наверное можно было. Даже «Невскую» катушку на память. Но так случилось, что в Израиля я оказался без единого крючка.
Первые несколько лет прошли в изучении иврита, учёбе и подростковых развлечениях и тусовках. А потом, в 1994 году, отец подарил мне на двадцатилетие мою первую машину. Она существенно расширила мои возможности и я снова стал интересоваться рыбной ловлей.
Случай и рекомендации привели меня в середине девяностых в лавку старика Армандо в Яффо. Там я, за несколько десятков шекелей, купил свою первую стеклопластиковую маховую удочку, немного лески, пару поплавков и упаковку крючков, а Армандо научил меня привязывать крючки.
Я пытался присоединиться к армии стоящей на пирсах братии. Балансируя на скользких валунах, выходил и ловил несколько раз на тесто – с переменным успехом – кефаль, «арасов» и другую дребедень. Не понравилось. Пытался половить в Рамат Ганском парке Леуми, с удивлением глядя на плывующую на рассвете по мелководью гадюку – и не поймал ничего. Хотя увидел в воде рыбку, ставшую в начале двухтысячных моим первым спиннинговым трофеем – мушта (тиляпию).

Сомы
В девяносто шестом закрутился бизнес. Один из деловых партнеров рассказал, что в районе Нетании ловит неплохих сомов. Сомов! Я так и подпрыгнул – на рыбалке к тому времени уже давно был поставлен крест. Сборы на сомов напоминали подготовку к секретному сбору массонов: днем все были заняты работой и бизнесами, выезжали в четверг, после девяти вечера. Влад, пригласивший меня, специально ехал в яффский порт за креветками (да-да, до эры всеобщего Тив Тама креветки можно было купить только в порту), покупал на всех, а потом мы встречались у съезда с основной трассы на грунтовку в заветном месте.
Я прикупил у Армандо телескопический спиннинг потолще, катушку неизвестного китайского производителя, леску 0.5 и пяток поплавков размером с мой кулак. Балансировало эту снасть пятнадцатиграммовое грузило. Ловили мы вполводы, прикрепляя святлячок к антенке поплавка. Приманкой служила целая почищенная зачем-то креветка. Мне эта снасть казалась тогда верхом совершеноства и воплощением высоких технологий.
Клевало. Время от времени поплавок мгновенно исчезал в темной воде и на том конце начинал ходить сомик-кларус от одного до трех килограмм. Адреналин, круто замешанный на отсутствии фонарей, присутствии змей и светлячков, на постоянных шорохах в кустах, разливался в венах на протяжение наших ночных рейдов. Это была очень романтическая и азартная рыбалка, скрепленная нашим энтузиазмом, полном отсутствии снастей и элементарного оборудования.
Запомнился один персонаж этих мест – рыбак Коля, залезавший в самую гущу зарослей без фонаря, вооружившись спиннингом, нарезкой печенки для наживки и обязательной бутылкой водки, которую и выпивал до утра. «Коля, - сказал я как-то ему, - мы тут вчера столько гадюк видели!». «Ничего, ты просто не обращай на них внимания, я на прошлой неделе на одну наступил...». Интересно, где он сейчас?..

Карп
Уже не помню, как звали этого рыбака и где мы встретились, по-моему на Иордане. На моих глазах он поймал неплохого сазана и показал мне кормушку своего производства. Кормушка была сделана из пластиковой трубочки, на которую была надета сеточка от упаковки моркови. После того, как вокруг трубочки обжимался кусок теста с кулак, сеточка заворачивалась и придерживала тесто, а край сеточки фиксировался толстым кембриком.
К тому моменту я очень неплохо продвинулся в ловле сомов, самых крупных ловил на бедных лягушек – на Иордане и его притоках мне попадались сомы более 10 килограмм.
Смастерив несколько кормушек, в 2000 году я попал на дальнее озеро на Голанских Высотах. Я слышал, что в нем водятся карпы – а раньше я был уверен, что карпа в Израиле вообще нет – и решил попытаться там порыбачить.
Я уже обзавелся стеклопластиковым двухчастником неописуемого качества и исполнения с латунным стыком и огромной безинерционной катушкой. Я был уверен, что чем больше шпуля катушки, тем дальше можно забросить. Вообще мне эта моя снасть казалась тогда очень крутой.
К моему вящему удивлению (и, нужно признать, к удивлению моих спутников) клюнул трехкилограммовый карп. Мне хорошо запомнилось, как я несся домой с трофеем, купив для добычи дорогую и не очень практичную сумку-холодильник на перекрестке Алоним.

Карповый период в Израиле пришелся на начало 2001 года. Потом случилось так, что мне показали плетеную леску, углепластиковые удилища, а я тихо стал мечтать о покупке первого фидера.
У нас тогда о фидере почти никто не слышал, а в качестве донки я использовал углепластиковые спиннинговые удилища.
Примерно тогда же мы начали осваивать продвинутые снасти, а вместе с ними и озера на Голанских высотах. Где-то приходилось делить берег с арабскими и друзскими рыбаками, которые не чурались ловли на сети и «дергачи», где-то удавалось найти язык с арендателями озер, а на некоторых озерах нас нещадно гоняли. Правда потом популярность нашего движения перекрыла возможности наших водоемов, в водохранилищах на Голанских высотах стали время от времени тонуть в подпитии «рыбаки», и оттуда прогнали всех (кроме, пожалуй, наиболее «приближенных» к арендателям).
Тем временем наша компания пополнялась благодаря Сети, мы объездили все уголки нашей страны и нашли много интересных мест. Угри, сомы, карпы, белые амуры в долине Израэль, в реках нашего Севера, на Иордане, да что мы только не ловили - даже паку (травоядную пиранью). И, конечно, черепахи. Болотные красноухие черепахи, которые попадались на наши донки регулярно.
Наверное это было самое компанейское время, мы выезжали целым форумом на ночные рыбалки и становились целым палаточным с ночевками. Мне кажется это время можно назвать Золотым Веком израильского русскоязычного движения.

Кастмастер: блеснение на Кинерете
Именно на одном из таких выездов Аматоль оторвал нас от обычного сидения с донками, привел на пирс, раздал семиграммовых кастмастеров и показал, как ловить на блесну. Это был 2003-й год, конец мая – точнее 25 мая. Год этот был дождливый и дальняя часть пирса едва виднелась из-под воды. Видимо это и стало причиной прекрасного клева.
Мы просто забрасывали блесну подальше, ждали, пока она падала в толще воды, а потом чередовали медленные и очень медленные вращения ручки катушки. «Раз-два-три-черты-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ре». Ловил я тогда спиннингом Daiwa Vulkcan 5-20, купленной в Италии катушкой Shimano Sahara 2500 c плетеной нитью 6 лб.
Клевало очень неплохо. Попадалась в основном разновидность мушта – тварнон – красивого бирюзового оттенка. Каждый из нас поймал тогда десятки рыб. Причем клевало у всех, а было рыбаков на пирсе около десяти.
Помню недоумение израильских поплавочников при виде кастмастера: «Ты что, ловишь НА ГРУЗИЛО?!...»
К этому моменту карповая ловля в Израиле вошла в суперпрофессиональную фазу, был создан сайт Исрафиш, ориентированный именно на нее. Тяжелые карповые снасти не пришлись мне по душе, а спиннинг покорил меня. Ощущение поклевки в тот момент, когда блесна падает в толще воды, когда вдруг ощущаешь сильный толчок в руку, чудесно! Я просматривал наш архив и хочу поделиться с вами серией интересных фотографий периода начала пресноводного блеснения в Израиле:

Мушт, усач и форель
Я серьезно увлекся пресноводным блеснением и не только достиг определенных успехов и серьезно оснастился, но и написал ряд очерков в надежде, что они помогут поймать рыбу новичкам.
Я люблю бродить пешком, могу пройти десятки километров за рыбалку, и нашел очень интересные и живописные маршруты.
Достаточно быстро пришло понимание необходимости бережного отношения к природе и рыбе – ведь эффективность моя, как спиннингиста, росла. Мушт рыба в общем-то оседлая, и, регулярно убивая рыбу, удачливый спиннингист может за несколько месяцев просто выбить большую часть популяции.
Кое-какие места я разведал сам, с приятелями, а кое-какие мне показали. К моим трофеям добавились крупные усачи, килограммовые мушты и даже королева горных ручьев – форель.
Постепенно я начал ловить не только на кастмастеры, но и на вращаюшиеся блесны, крэнки, минноу, волкеры и попперы. Мне посчастливилось побывать в замечательных уголках нашей страны, провести на реках и озерах много часов и пережить массу интересных приключений. Немалая часть маршрутов требовала хорошей физической подготовки и определенной решительности. Я видел много красивых птиц – пеликанов, журавлей, аистов, а также животных – ведь когда бредешь в протоке, дикий зверь не сразу замечает тебя. Мне встречались кабаны, шакалы, дикообразы и мангусты.

Нахлыст
Спиннингист, половивший на маленькой реке или ручьях, особенно если трофеем стала форель, задается вопросом – а не пора ли изучить премудрости нахлыста?
Миф о том, что нахлыст – крайне дорогой и сложный вид ловли уже погиб под волной цен на спиннинговые удилища, катушки и приманки, сделанные в Стране Восходящего Солнца. Волна эта надежно подпитывалась ценами на карповые сеты и оснастки, произведенные в Туманном Альбионе.
Комплексовать не имело смысла – и я приобрел свой первый нахлыстовый набор – удилище пятого класса, катушку и шнур. За сто долларов.
Мой приятель взял на себя обязанности инструктора и, выбрав безветренный день, мы выехали на водоем.Приятель сразу предупредил меня, что необходимо взять с собой кепку и очки, чтобы защитить лицо от случайного удара шнуром. «Новички ужасно неуклюжи вначале, - сказал он, когда мы оснащали удилища на берегу, - вот увидишь, кепку ты брал не зря!».
Не прошло и минуты, как мой приятель стал показывать мне правильный заброс и засветил мне шнуром в кепку...
Но с нахлыстом дело стало продвигаться достаточно скоро и я даже пытаюсь время от времени вязать мух сам.
Поймать рыбу нахлыстом целенаправленно и по-настоящему мне удалось только с подачи другого моего приятеля, который убедительно и не с первого раза показал мне, что нахлыст на Кинерете намного эффективнее того же спиннинга. В основном нам удавалось удачно ловить на золотоголовые нимфы.
Нахлыст это очень красивый и элегантный способ ловли. Из минусов могу назвать лишь невозможность «калибровки» трофеев – иногда на муху клюет уж очень откровенная мелочь. В спиннинге же можно отсекать поклевки мелочи увеличением размера приманки. Но нахлыст это не только способ доставания рыбы из воды, но и философия – и, конечно, романтика. Мне кажется, что мой настоящий роман с нахлыстом еще впереди.

Море: спиннинг
Параллельно с нашими карповыми-муштовыми экзерсисами небольшая группа форумчан упиралась в морской спиннинг. Они пробовали различные приманки, способы ловли, наощупь нащупывали скорости проводки и места, не отчаиваясь и не ропща.
Тем временем для меня пресноводный спиннинг в какой-то мере исчерпал себя. Я очень хорошо научился ловить муштов и усачей, добыл серьезные трофеи – двухкилограммовых + усачей и 500-700 граммовых муштов. Мне и сейчас приятно поехать на речку или Кинерет и поискать рыбные уголки – у заводи, под нависшими ветвями деревьев, между валунов. Мушты, составившие около 80% моих уловов, доставили мне много приятных и смешных моментов, я с удовольствием ловлю на пресных водоемах и сегодня, но я по-настоящему полюбил море.
Нужно отметить сразу: с морем мне повезло: опять же через мой форум я нашел настоящих специалистов и истинных любителей морского спиннинга – они и стали моими учителями и наставниками, помогли сделать первые шаги.
Почему меня привлекает сегодня именно морская рыбалка? В море есть много разных хищников и никогда не угадать наверняка, с кем придется побороться сегодня. Есть что-то магически-манящее в том, что не знаешь наверняка, несмотря на попытки таргетинга, какая рыба ударит по твоей приманке. Барракуда, лаврак, локус, тролус, гумбар, крупный сарагус (морской лещ), макрель, мусар, корифена, араян, тунец, антиас – да всех хищников Средиземного моря и не назвать по памяти. Это вносит в рыбалку необходимый для настоящего рыбака элемент азарта.
Море потрясающе красиво – на рассвете ли, в шторм или в моменты редкого штиля. Волны несут в себе огромную кинетическую энергию и требуют уважительного к себе отношения – но есть в этой мощи что-то первозданное.
На море, конечно, гораздо сложнее поймать рыбу на спиннинговые приманки, чем на пресной воде, но размер и красота морских трофеев стоит затраченных времени и сил на изучение премудростей морского спиннинга.
Ну а кроме всего прочего – большинство наших соотечественников живет в непосредственной близости к морю.
Первой пойманной на спиннинг морской рыбой стал локус. Наверное только его (групер – если по-русски) можно поймать относительно случайно, без особенных усилий. Но первый пойманный локус придал мне уверенности в своих силах, а мои гуру подсказали, когда, в какой сезон, на что и как ловить.
На самом деле наука о морском спиннинге совсем не проста, и я сейчас с удовольствием её изучаю: сила и направление ветра, высота волн, «точки» - все это очень важно для удачной рыбалки. А кроме того есть и досадный андрогенный фактор – то, в отсутствие контроля и четкого лицензирования, промысловики поставят сети прямо перед рифом, то прорвет где-то очистные канавы и все канализация устремится в море, отпугивая и уничтожая морских обитателей.
Тем не менее я очарован морем. У меня появились свои любимые «точки», приманки-фавориты – а главное – я уверен, что где-то во встающей волне ходит хищник, и я умею его поймать.
Постепенно я подобрал удобную снасть и надежные приманки, и с удовольствием продолжаю читать новые удивительной книги под названием «Море». Свои открытия и наблюдения я буду публиковать в заметках на этом сайте. Надеюсь, что вам они будут полезны и интересны.

В этой статье я использовал фотографии, опубликованные на нашем форуме, частично - мои, частично наших форумчан. Огромное всем спасибо!

15 комментариев:

Xumpocmb комментирует...

" Огромное всем спасибо!"
Автор: Dayag
Огромное спасибо тебЕ !!! Ты поведал и мой путь увлечения рыбалкой в Израиле(правда, без достижения твоих результатов :-/ ). Сейчас я начинающий "спиннингист-маринист"....чижило, однако...
Великолепный стиль, дельные советы и какая-то удивительная доброта - вот, что меня подкупает в твоих статьях. Не пропадай!!!! Удачи!!!

Dayag комментирует...

Ой, спасибо! :) Давно сюда не заглядывал - а сколько хороших слов. Буду (теперь) читать комменты! :)

Unknown комментирует...

Вот и я начинаю.. раньше был пасивен к рыбалке, а после акко и кинерета столько азарта и впечатлений.. вот и сейчас планирую в бат-яме поискать место...

Спасибо вам!!(забыл сказать выше)

Вам спасибо! :)

Unknown комментирует...

Спасибо, очень интересно! Только продолжения не вижу(((((( Сам уже 4 года "плотно" сезонами ловлю рыбу на Кипре (море). Хотелось бы услышать полезные советы и поделиться некоторыми своими..

Dayag комментирует...

Андрей, спасибо! На Кипре есть басс, как вы знаете, как по мне - он прекрасный трофей. Его я ловил, а вот на море - нет.
Но есть форум русской бассовой лиги, http://rbl-fishing.ru/forum/index.php, найдите там Дениса Моряка, он живет (жил) на Кипре, встретил меня когда-то очень радушно и любезно взял на рыбалку. Человек очень знающий и чрезвычайно приятный. От меня ему низкий поклон.

isradayg комментирует...

Спасибо вам за такие интересные заметки и за тот труд что вы проделали. Я еще далек от всего этого ремесла и только начинаю осваивать мат часть. В общем спасибо, пишите почаще =)

Dayag комментирует...

Спасибо и удачи вам! Буду стараться писать по мере посещения Музами. :)

Dima комментирует...

Привет всем, ребята я хотел бы скемто из вас поехать по рыбачить ! Если есть такая возможность .

Dayag комментирует...

Dima, каким вы способом ловите?

Unknown комментирует...

Как начать рыбалку на море?

Dayag комментирует...

В свое время я написал несколько заметок (видимо) дающих ответ на ваш вопрос:

Надеюсь, что они будут вам полезны.

Unknown комментирует...

Привет,очень интересно и увлекательно написано,, кого, чем и как ловить, а вот где??? почему-то не просветили... Очень муж любит рыбачить,..

Dayag комментирует...

Спасибо. А если бы вы знали, где ловить, вы бы сказали?