вторник, 1 июля 2014 г.

28 августа, Манста, хариусы

На новом месте начинаешь ловить, как правило, через несколько дней, не сразу. Приходит уверенность в приманках, точках ловли, технике. Начинаешь бродить по реке неспеша, вдумчиво, не тратишь время на пустую смену мушек, не суетишься. Наше путешествие переходило в эту стадию.

Погода была стабильно солнечной, с холодными, безветренными восходами, и теплыми днями. С каждым днем количество собранных и оставленных в "Вольво" удочек все увеличивалось.

Ничего не забыли?
На лужайке за домом уже другая, не вчерашняя, олениха пасла олененка, уведя его при нашем появлении в ближайшую лощину, строго оборачиваясь на нас – не обидим?

Еще одна курсировала чуть ближе к домам, собирая богатые осенние плоды в соседнем саду.

Рассветные часы, когда туман клубится над перекатами, не слышно ни звука, не шелохнется ветерок - самое уловистое время. Но я не мог заставить себя взяться за удочку, все крутил и крутил колесико резкости объектива, унося с собой не только ощущение заходившей на том конце подлеска рыбы, но и визуальный ряд скандинавского волшебного утра, зная, что моих фотографий ждут друзья дома.

Наверное это сочетание пятидесятимиллиметрового мануального, выпущенного в 1981 году, объектива и прекрасного дисперсного освещения - мне практически не пришлось обрабатывать эти фотографии.

Когда ловишь на реке, всегда кажется, что стоишь у наименее удобного берега. Я часто перехожу протоки там, где мало кто пройдет, пытаясь найти золотую середину между неосмотрительностью и стремлением попасть в более перспективное место. Вчера я не решился перейти протоку к небольшому островку, чтобы обловить поток с противоположной стороны, а сейчас, найдя на берегу звериную тропку, разложил посох и шагнул в поток.

Помня о фотоаппарате в рюкзаке, мне пришлось несколько раз отступать и искать более мелкие места, но в конечном итоге я добрел до острова. Река за ним была совсем мелкой, почти до противоположного берега можно было добрести по колено. Я обогнул островок и побросал нимфы в протоку за ним. Поклевки были очень трудовыми, а сходы - частыми.

Сегодня в рыболовный центр должен был вернуться Стефан Ларссон, мой знакомый гид-нахлыстовик и я, оставив напарника на реке, уехал - позавтракать и переговорить со ним.

Рыболовный центр был еще и нашей ниточкой-связью с Большой Землей, так как там был дырявый, инцидентальный, но все-же достаточно частый,
WiFi, и мы могли посмотреть на то, как наш пёс проводит время у друзей, пока мы отдыхаем, ежедневно гуляя по пять часов и плавая в море.
На пороге нахлыстового клуба меня встретил крепкий невысокий бородач, в кепке Simms, в рыбацкой рубашке, с финским ножом на боку, увешанный инструментами и фенечками, с руками, украшенными цветными татуировками ручьевой форели, с кольцами на всех пальцах и с браслетами. Я жалею, что постеснялся сфотографировать его.

У шведов безупречный английский и Стефан, тембром голоса похожим на Сталлоне, подробно рассказал мне, где и как рыбачить.
"You will see the cliff, and after that 4 rocks in the stream - one, two, three, four.." - басил он. Слово "cliff" было явно ключевым в его рассказе, и я вернулся в машину за переводчиком. "Утес", ага, и по-русски стоит вспомнить слово, которым не пользовался 20 лет...
После получаса разговора, который пролетел незаметно, я попросил Стефана подвязаться поводить нас (полдня 2.000 крон, день 3.000 крон до 4 человек, 200-300 евро, дороговато, но уж очень он хорошее впечатление произвел на меня). Но, к сожалению, выяснилось, что Стефан один в магазине 29 и 30-го, а 31-го, последний день сезона, к нему приезжали его друзья, с которыми он договорился отпраздновать это событие.
Уже задним числом я подумал, что мог бы договориться с ним на насколько часов - светло было до восьми, или попросить найти замену - но я торопился, так как условился забрать Стива, и все умные мысли пришли в мою голову уже первого сентября, по дороге в Стокгольм.
Но Стефан, увидев мое расстроенное лицо, выхватил карту, и, водя по ней ланцетом, наметил мне полтора десятка точек. "Парень, не расстраивайся, вот твой гайдинг!"
Стефану удается делать вошебные снимки, просто балансируя по камням с простеньким Canon-ом, с обычным китовым объективом. Объектив этот он даже не закрывает крышечкой, а сам фотоаппарат мне продемонстрировали, просто засунув руку и вытащив его откуда-то из глубин прилавка. Вообще гид выглядел так, как будто он готов прямо сейчас выйдти из магазина и зайти в реку. Впрочем, зачастую так и бывает - она течет в ста метрах от магазина. Адрес Стефана: (там есть и закладка на его блог) http://alvdalenfiske.se/

Основную мысль, которую я вынес после нашего разговора с ним: короткое скандинавское лето порождает некрупных насекомых. Бабочки-веснянки, в Словении легко достигающие 4-6 сантиметров, здесь едва дотягивали до сантиметра. То есть мои
Stimulator на крючках №6 впечатлили моего собеседника, но он тут же достал свое коробку - у него тоже эти мушки в фаворе, но на крючках.... №16-18.
"Я обожаю этот паттерн, - сказал он - иначе я бы никогда не стал вязать их на таких мелких крючках!". Улыбается - Stimulator мушка с многими элементами, чем мельче крючок, тем сложнее связать.
Подобрав напарника, мы отправились на первую намеченную Стефаном точку.
Мы перешли протоку к небольшому острову, я нарезал подберезовиков на ужин, взял «тройку» и коробку с сухими мушками и зашел в реку.

В протоках на сухую мушку бойко клевал мелкий хариус. Я традиционно перешел и дальнюю протоку, пробрался через ельник к противоположному берегу и, с удивлением обнаружил на другом берегу хороший двухэтажный дом. Причем дом этот стоял абсолютно одиноко в обступавшем его лесу.
Я вернулся к протоке между островами и встал спиной к ельнику. Я живу в мире с природой, не боюсь диких зверей, но когда, на фоне рассказов Стефана о встречающихся в Даларне медведях, у меня за спиной на берегу раздалось громкое "МУААААААА!!!!", чуть не выпрыгнул из забродников. Обернувшись, я увидел, что за мной на берегу стоит.... овца...
Как мне потом рассказали, отару овец привозят на остров каждой весной, где они спокойно могут пастись все лето, а осенью перевозят обратно. Мы половили до заката, изредка приводняя очередного хариуса, вернувшись к вечеру в домик. На завтра нам предстояло исследовать верхний приток реки, ручей Рут, в 30 километрах севернее Альвдалена.